Как показывают недавние археологические раскопки в древних культурно развитых странах, уже 5-6 тысяч лет назад древние инженеры с успехом применяли трубопроводную и запорную арматуру. Например, в сохранившихся описаниях древних египетских сооружений для организации водоснабжения использовались поворотные и дисковые клапаны, ставшие прототипами современных поворотных и подъемных обратных клапанов. Римляне же в качестве запорной арматуры в главных и распределительных системах водоснабжения использовали бронзовые и латунные пробковые краны.

Рис. 1. Античный бронзовый кран

Один из них, найденный при раскопках остатков дворца императора Тиберия на Капри, изображен на рис. 1. Также римляне прославились своей системой водоснабжения – акведуками, которые являлись аналогом современного трубопровода.

Известны эскизы Леонардо да Винчи по разработке каналов, ирригационных систем и насосов, включающие арматуру.

Особенно заметный вклад внес инженер Тимоти Хакворт, который установил регулируемые пружины вместо грузов на паровом предохранительном клапане (рис. 2).

Рис. 2. Первый пружинный предохранительный клапан

1862 год ознаменовался выдачей патента на первую в истории клиновую задвижки, но уже в 1886 году Джозеф Хопкинсон предложил параллельную задвижку, в которой уплотнение осуществлялось давлением среды на диск. Каждый новый проект требовал новой арматуры. Водопроводы городов, фонтаны загородных парков Версаля, Потсдама, Петродворца, Царского Села, гидроэлектростанции вызывали потребность в трубопроводной арматуре.

Так, строительство в 1842 году Кротонской водопроводной станции для подачи воды Нью-Йорку на расстояние 35 миль вызвало к жизни строительство водопроводов для других городов и создание нескольких арматуростроительных компаний. В течение последних 70 лет было разработано много новых видов арматуры для обслуживания появившихся опасных технологических процессов.
Традиционные задвижки и запорные клапаны совершенствовались в связи с появлением новых материалов, применением пластмасс и синтетического каучука. Были разработаны пробковые краны со смазкой, мембранные клапаны, шаровые краны и дисковые поворотные затворы, которые развивались и совершенствовались для удовлетворения растущих требований промышленного производства.

Конусные краны со смазкой получили широкое развитие в период начала XX века благодаря усилиям Свена Нордстрома, шведского инженера, который стремился исключить протечки и залипание в обычных конусных кранах. Мембранные (диафрагмовые) клапаны были впервые созданы в Южной Америке инженером Саундерсом, который, работая на золотых рудниках, столкнулся с чрезмерной утечкой сжатого воздуха в сальниках клапанов. В 1929 году он предложил использовать мембрану для того, чтобы защитить исполнительный механизм и обеспечить герметичность в запирающем элементе, что обусловило широкое применение и развитие этих клапанов.

Краны с шаровыми пробками – относительно новый вид арматуры – впервые были применены в топливных системах самолетов в период Второй мировой войны. В послевоенные годы их конструкция совершенствовалась. В течение последних 40 лет появилось много разнообразных видов кранов. Новые улучшенные проекты способствовали применению шаровых кранов фактически во всех производствах. Впервые Джеймс Уатт использовал дисковый поворотный затвор в своем паровом двигателе. В первом автомобиле «Мерседес», собранном в 1901 году, дисковый поворотный затвор, названный «дроссельная заслонка», с приводом от педали акселератора был применен в топливной системе. Вначале в дисковых поворотных затворах уплотнение осуществлялось «металл по металлу», но после Второй мировой войны, благодаря появлению современных марок резин из синтетического каучука, их применение во многих отраслях промышленности существенно расширилось.

В последние двадцать лет дисковые поворотные затворы стали использоваться на более высокие давления температуры. Эти конструкции известны как дисковые поворотные затворы для тяжелых условий работы.

Использован материал из книги: О.И. Шпаков. «Азбука трубопроводной арматуры», С-Пб., 2003

 

Свяжитесь с нами удобным способом!



(812) 574-05-31
(812) 574-05-32




info@all-armatyra.ru


Трубопроводная арматура - каталог

Сайт разработан и оптимизировн F1ProControl


Профессиональное обслуживание компьютеров